Тематический и концентрический подходы - основа планирования занятий с детьми с речевыми нарушениями. Тематический подход организации познавательного и речевого материала занятия предполагает его сосредоточение на определенной теме из окружающего ребенка предметного мира. Ознакомление с темой проходит параллельно через все виды детской деятельности и в режимных моментах. Подбор и последовательность прохождения тем определяются следующими условиями: сезонностью, социальной значимостью. В соответствии с концентрическим подходом программное содержание в рамках одних и тех же тем год от года углубляется и расширяется.
Основной формой коррекционного обучения и развития детей с речевыми недостатками остаются логопедические занятия, но с использованием деятельностного подхода, который включает в себя:
· Создание проблемной ситуации
· Целевые установки
· Мотивирование к деятельности
· Проектирование решений проблемной ситуации
· Выполнение действий
· Анализ результатов деятельности
· Подведение итогов.
Оптимизация содержания занятий обеспечивается их интегрированным характером, когда параллельно реализуются и дополняют друг друга разные виды работы по коррекции тех или иных компонентов речевой системы дошкольников, а также дефицитарно развитых психических функций. К примеру, на занятиях по формированию фонетико – фонематической стороны речи в подготовительной группе при изучении звука мы работаем над четким произнесением этого звука, параллельно работаем над развитием фонематического слуха и фонематического восприятия. Выполняем грамматические упражнения по изменению формы слова, составляем предложения с отработанными словами. Обязательное включение разных видов игр в логопедические занятия обеспечивают выраженный позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии познавательных психических процессов.
Подпрограмма индивидуальной логопедической работы.
Конспект занятия-развлечения для детей подготовительной к школе логопедической группы с ОНР.
Конспект занятия-развлечения для детей подготовительной к школе логопедической группы с ФФН.