Портфолио учителя-логопеда

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 6
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Моя профессиональная активность

 

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.

Это весьма полезно, а потому

не только не следует этому  мешать,

но нужно принимать меры к тому,

чтобы всегда у них было что делать».

 Я. Коменский

титульник

 

 

Примерная программа  кружка «От звука к букве» по подготовке детей 6-7 лет к обучению грамоте.

 

1. Пояснительная записка

Программа кружка по подготовке детей к обучению грамоте «От звука к букве» предназначена для проведения занятий с детьми  6 – 7 лет.

Программа кружка является отдельным блоком парциальной «Программы логопедической работы по преодолению фанетико – фонематического недоразвития у детей» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной и решает одну из задач речевого развития ребенка – подготовить дошкольника к обучению грамоте.

Анализ реальной ситуации, сложившийся  в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показывает, что количество детей, имеющих недостатки в развитии процессов звуко – буквенного анализа и синтеза, базирующихся на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова, на правильной артикуляции звуков и их дифференции на слух неуклонно растет,  что приводит при начале школьного обучения к неуспеваемости, особенно при овладении чтением и письмом.

Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются уже в дошкольном возрасте. Возраст 5 - 6 – го года жизни является оптимальным для воспитания особой формы фонематического слуха – фонематического восприятия и развития ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности. Обучение по программе кружка «От звука к букве» позволяет сформировать устно – речевую базу для овладения элементами грамоты, а именно овладеть такими понятиями, как «предложение», «слово», «слог», «звук», «буква» и ориентироваться в  них уже в дошкольный период, что способствует лучшему усвоению фонетики и морфологии в школе.

Таким образом,  основная цель программы кружкавыработка у детей умений ориентироваться в звуко – буквенной системе родного языка и на этой основе – развитие интереса и способностей к чтению.

Формирование звуко – буквенной системы языка при этом рассматривается не как самоцель, а как одно из необходимых средств  развития речи в целом и подготовки к успешному овладению письменной формой речи.

Успешному  достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих задач:

  • Развивать слуховое внимание и память на материале неречевых звуков
  • Развивать умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть заданные звуки
  • Развивать умение интонационно выделять заданные звуки в словах
  • Развивать умение делить слова на слоги
  • Познакомиться с буквами как знаками звуков (фонем) по общепринятым группам на материале алфавита
  • Учить различать звуки: гласные – согласные, твердые – мягкие согласные, звонкие – глухие согласные.
  • Учить определять место заданного звука в слове
  • Учить печатать буквы в клетке, используя образец
  • Учить относить звук и букву
  • Учить проводить звуковой анализ и синтез слова
  • Учить слогослиянию, чтению по слогам
  • Познакомить с ударением, ударным слогом, ударным гласным.
  • Познакомить с терминов «предложение»
  • Учить записывать предложения условными обозначениями
  • Учить пользоваться терминами «слово», «слог», «звук», «буква», «предложение»
  • Способствовать развитию графических навыков

Усвоение детьми данной программы – это не только подготовка к умению читать и писать, расширение знаний и представлений о языке, но и важное средство развития речи, фактор умственного развития ребенка.

       Работа, предусмотренная  программой, строится на основе теоретических положений о роли полноценных фонематических процессов в развитии речи и становлении письма и чтения (Н.И. Жинкина, Р.Е. Левина, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия и др.). При разработке данной программы и методики ее реализации, учитывалось положение Л.С. Выгодского «о ведущей роли обучения», которое является движущей силой психологического развития. Обучение, по мнению того же автора, не может осуществляться без реальной деятельности самого ребенка, поэтому метод практических заданий является ведущей в данной программе.

         Основное назначение программы кружка:

  • Оказать практическую помощь педагогам в проведении занятий по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе ДОУ.
  • Представить детям систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые могут усвоить программу.
  • Сориентировать родителей в выборе методик по обучению грамоте дошкольников.
  • Подготовить детей к школе, способствуя:
  • Формированию запаса знаний, умений, навыков, которые станут базой для дальнейшего школьного обучения.
  • Овладению мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация).
  • Формированию умения планировать учебную деятельность и осуществлять самоконтроль.
  • Развитию способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач.
  • Овладению навыками речевого общения.
  • Развитию мелкой моторики и зрительно – двигательной координации.

При работе по данной программе у детей в одинаковой мере развивается как логического мышления, так и эмоциональное, что в свою очередь, способствует развитию, как левого полушария головного мозга, так и правого.

2.  Наглядно – методическое обеспечение программы.

  • Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи (в подготовительной к школе группе) – М.: Просвещение, 1978
  • Программа логопедической работы по преодолению фонетико – фонематического недоразвития у детей (подготовительная группа). Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.
  •  Фронтальные логопедические занятия в подготовительной к школе группе для детей с ФФН. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.
  • Демонстрационный материал и методические рекомендации для обучения звуко – буквенному анализу детей 5 – 7 лет. Колесникова Е.В.
  • Комплект рабочих тетрадей по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы. Гомзяк О.С.
  • Наглядно-демонстрационное пособие «Звукоград - Буквоград», задача которого дать представление о звуках (фонемах) русского языка, привлечь внимание к положению органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука, научить звукоразличению.

 Использование рабочей тетради каждым ребенком:

  • Позволяет широко применять наглядный метод обучения и метод практических заданий.
  • Обеспечивает максимальный уровень использования фонематических, звуко – буквенных, графических средств, который создает предпосылки для перехода к следующему этапу обучения – чтению
  • Создает условия для ориентировочно – исследовательской деятельности детей, что достигается через систему действий, включающих не только словесно – зрительное, но и двигательное ознакомление со словом, буквой.
  • Способствует развитию внимания, памяти, мышления, речи.
  • Закрепляется запас имеющихся представлений о звуко – буквенной стороне слова.
  • Предоставляет возможность ребенку самому сформулировать учебную задачу,  используя условные обозначения (5-7лет)
  • Позволяет ребенку самостоятельно найти и исправить ошибку
  •  Снимает трудности подбора дидактического материала для педагога.

3. Содержание программы

Образовательная деятельность по обучению грамоте детей делится на два  этапа: подготовительный и основной. Задачи, которые решаются в каждом из них, последовательность изучаемых звуков, используемые методы и приемы и основные дидактические пособия подробно представлены в  перспективном плане работы (приложение 1). Кратко остановлюсь на содержании каждого из них.

Подготовительный этап.

  1. Предлагаю начать работу со знакомства с неречевыми звуками. Этим формируем тональное звукоразличение или, другими словами шумовое восприятие, слуховое внимание. На этом этапе дается понятие «звук», механизм его образования.

Последовательность работы:

  • Даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка – барабан);
  • Даются звуки, более близкие по звучанию (большой бубен – маленький бубен);
  • Узнавание и дифференциация различных шумов;

Дидактические пособия:

  • Детские музыкальные инструменты;
  • Парные погремушки, наполненные рисом, пшеном, фасолью, мелкой вермишелью, гречкой и т.д.;
  • «Звуковые странички», каждая из которых представляет собой набор сюжетных картинок, изображающих явления из жизни, при звукоподражании которым, дошкольник учится умению «озвучить» действие предмета, т. е. «получить звук», что способствует более полному и осмысленному пониманию термина «звук»;
  1. Развитие речевого слуха предлагаю начать с развития умения подбирать слова – рифмы в конце фразы знакомого стихотворения, развития умения различать правильно звучащие слова от неправильного их произношения с опорой на наглядность, развития умения различать и подбирать слова, близкие по звучанию, развития чувства ритма, развития умения различать голоса людей по силе, высоте, тембру.

Основной этап. Знакомство со звуками речи.

Этот этап делится на три периода.

1 период. Работа ведется на базе звуков раннего онтогенеза, т.е. тех, произношение которых хорошо усвоено. Но как бы ни были просты эти звуки по артикуляции, нельзя считать процесс их формирования полностью законченным.

Последовательность работы:

  • Сделать звук основной единицей обучения;
  • Учить характеризовать звук по его основным артикуляционным признакам и акустическим характеристикам;
  • Выделение звука из ряда других звуков,
  • Выделение слогов с данным звуком среди других слогов;
  • Выделение слов с данным звуком среди других слов;
  • Выделение слов с данным звуком из предложения;
  • Дифференциация изученных звуков для уточнения артикуляции и умения слышать данный звук.
  • Определение позиции звука в слове;
  • Выполнение простейшего звукового анализа слова АУ, где дошкольник получает первое представление о расположении звуков в слове;
  • Выполнение полного звукового анализа слов, типа «сок»;

2 период. Работа ведется на базе звуков, более сложных по артикуляции. Последовательность работы над звуком та же, но есть в этом периоде своя особенность. Основной единицей изучения становится слово, из состава которого мы продолжаем выделять звук. Одновременно ведется работа над слоговым составом слова.

Последовательность работы:

  • Определение протяженности слова;
  • Определение количества слогов и их последовательности;
  • Знание слогообразующей роли гласных звуков;
  • Придумывание и выбор слов с определенным количеством слогов; составление слов, из слогов, данных в разбивку;
  • Узнавание слов, предъявленных в виде последовательно произнесенных слогов;
  • Преобразование слов путем добавления слогов;

В процессе работы над слоговым анализом, дети  включаются в проведение полного звуко – слогового анализа в следующей последовательности:

  • Односложные слова без стечения согласных (дом);
  • Двусложные слова с прямыми открытыми слогами (вата)
  • Односложные слова со стечением согласных (стол);
  • Двусложные слова со стечением согласных (скала);
  • Трехсложные слова с прямыми открытыми слогами (малина);

3 период. Остается работа с небольшим количеством звуков. Основу этого периода составляет повторение всех пройденных звуков в виде их дифференциации, проведении полного звуко–слогового анализа слов на определенный звук, выделенных  из состава предложения;

Программой предусмотрен следующий режим проведения занятий – 2 раза в неделю с сентября по май включительно, длительность каждого занятия 25 – 30 минут. Каждое занятие полностью отвечает требованиям, предъявляемым к фронтальным занятиям по произношению:

  1. Цель и тема занятия пронизывают все его этапы, все виды работы
  2. Максимальная насыщенность изучаемым звуком, лексическим и грамматическим материалом.
  3. Сочетание учебных и игровых форм
  4. Наглядность в зависимости от возраста, этапа работы, содержания материала.
  5. Недопустимость использования дефектных звуков.

Срок реализации программы – 1год.

Формы подведения итогов реализации программы:

  • Открытое занятие;
  • Выпускной утренник.

4. Ожидаемые результаты.

К концу учебного года ребенок  должен:

  • Знать буквы русского алфавита
  • Уметь печатать буквы русского алфавита и правильно располагать их в клетке
  • Понимать и использовать в речи термины «звук» и «буква»
  • Определять место звука в слове
  • Различать гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные
  • Пользоваться наглядным обозначением звуков (гласные – красный квадрат, твердые согласные – синий квадрат, мягкие согласные - зеленый квадрат)
  • Уметь составлять звуковую схему слова, записывать слово условными обозначениями, буквами
  • Соотносить звуки и буквы
  • Писать слова, предложения условными обозначениями, буквами
  • Определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим значком
  • Проводить звуковой анализ слов
  • Читать слова, слоги предложения, небольшие стихотворные тексты
  • Составлять предложения из двух, трех слов, анализировать его.

5. Субъекты программы

  • Ребенок
  • Педколлектив
  • Родители

Основные линии взаимодействия субъектов программы:

  1. Ребенок - руководитель кружка

Для успешной реализации программы по этой линии необходимо: систематически проводить занятия с детьми, проводить дополнительные словесные игры и упражнения вне занятия, т.к. как показывает опыт работы, не все дети могут усвоить те задачи, которые педагог ставит перед ними на занятии.

  1.  Ребенок - педколлектив

Для успешной реализации  программы по этой линии взаимодействия необходимо: создать условия для самостоятельной деятельности детей вне занятий, т.е. научить использовать полученные знания самостоятельно. Дл этого необходимо правильная организация предметно - развивающей среды в группе, а именно иметь достаточное количество настольно - печатных речевых игр на звуко - слоговой анализ и синтез слова.

  1. Ребенок - родители

Успех  сотрудничества возможен только тогда, когда педагог и родитель осознают важность целенаправленного педагогического воздействия  на ребенка. Для успешной реализации программы по этой линии необходимо: познакомить родителей с программой работы кружка на родительском собрании, в индивидуальных беседах, через информационный стенд группы, на котором отразиться, чем ребенок будет заниматься на занятиях, предложить материал для занятия дома; провести открытое занятие в коллективе сверстников, познакомиться с требованиями, предъявляемыми ребенку, понять его проблемы.

  1. Результативность.

Анализ результативности работы по программе позволяет судить о наличии положительной динамики развития основных показателей готовности ребенка к обучению грамоте (Приложение №2)

Опыт работы по данной программе позволяет надеется, что ребенок покажет высокие результаты при переходе к учебной деятельности и, следовательно, почувствует себя умным, талантливым  и готовым к дальнейшему обучению, а самое главное - обучение не покажется ему скучным и трудным.

 

Перспективный план деятельности кружка «От звука к букве» по подготовке детей 6 – 7 лет к обучению грамоте (прил.1)

 

Результативность (прил. 2)

 

Игры и упражнения с использованием зрительной символики для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа у дошкольников.

 

 Занимательная грамота 1.

 

Занимательная грамота 2.

 

Занимательная грамота 3.