Функции воспитателя логопедической группы.
Успех коррекционной логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ во многом зависит от слаженности в работе педагогического коллектива, а особенно от взаимосвязи, преемственности в работе учителя - логопеда и воспитателя.
Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов детей необходимо правильное распределение обязанностей учителя- логопеда и воспитателя. Многие из коррекционных задач решаются учителем - логопедом и воспитателем совместно, а именно:
- развитие коммуникативной функции речи,
- воспитание речевой активности,
- обучение грамматически правильной речи и рассказыванию,
- обогащение и активизация словаря,
- формирование звуковой культуры речи и т.п.
Вместе с тем необходимо четко определить и разграничить функции логопеда и воспитателя, чтобы исключить возможность дублирования занятий. Вне сомнения, ведущая роль в организации и проведении коррекционной работы принадлежит логопеду. Логопед осуществляет формирование навыков правильной речи. Воспитатель занимается закреплением навыков правильной речи.
В начале учебного года учитель - логопед знакомит воспитателей с результатами обследования детей, а так же с целями и задачами коррекционной учебной программы.
Воспитателям должен ориентироваться в дефектах речи детей, и не только в фонетическом, но и в грамматическом её оформлении. Должен знать, что ошибки детей — не случайность, а симптом их речевого неблагополучия. Речь воспитателей должна быть предельно грамотной, фонетически правильной, так как она служит образцом для детей с речевой патологией.
Воспитатели обязаны содействовать развитию всех сохранных анализаторов детей, тем самым укрепляя и расширяя их компенсаторные возможности, осуществляя коррекционную работу в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных логопедом в определённый период обучения. Во многих случаях воспитатели проводят предшествующую логопедическим занятиям работу по накоплению, расширению, активизации словаря, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений.
Возможен и такой вариант взаимодействия, при котором воспитатели закрепляют учебный материал логопедических занятий, развивая у детей способности применять полученные знания и сформированные умения и навыки.
Функциями воспитателя логопедической группы являются:
- Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.
- Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
- Закрепление навыков правильного произношения на индивидуальных занятиях по указанию логопеда.
- Включение отработанных грамматических конструкций в ситуации естественного общения детей.
- Формирование связной речи по лексической теме.
- Знакомство с художественной литературой по лексической теме.
- Работа над пересказом и составлением различных видов рассказа.
- Закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.
- Развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом материале
Подборка речевых игр по лексическим темам
Логопедические скороговорки и считалки
Автоматизация звука Рь в игровых упражнениях
Автоматизация звука Ж в игровых упражнениях