Система мониторинга общего и речевого развития детей
логопедической группы.
Пояснительная записка.
Представленный мониторинг позволяет провести исследование состояния речевого развития, речевых психических функций, моторной сферы дошкольников 4-7 лет и составить диагностику.
Мониторинг состоит из 4 блоков:
1. Раннее психомоторное и речевое развитие, поведение и психическая сфера.
2. Моторная сфера:
- Общая моторика;
- Мелкая моторика;
- Артикуляционная моторика;
- Зрительно – пространственный гнозис;
- Графические навыки.
3. Речевое развитие:
- речевая коммуникация;
- звукопроизношение;
- словарный запас;
- грамматический строй речи;
- связная речь;
- практическое осознание элементов речи;
4. Речевые психические функции:
- фонематические категории;
- слоговая структура слова;
Так же представлены диагностические карты для количественного анализа оцениваемых показателей развития.
Методика мониторинга представляет цели, методы и критерии оценки развития ребенка с нарушениями речи. Учитель – логопед коррекционной группы ДОУ, используя данную методику, имеет возможность выявить количественные и качественные показатели развития всех языковых компонентов у детей. Проводя мониторинг 2 раза в год, учитель – логопед получает объективные данные о динамики речевого развития каждого ребенка и группы в целом.
Результаты мониторинга используются при:
- планировании коррекционно – развивающей деятельности (подгрупповой. индивидуальной);
- отборе методов, приемов, технологий для качественного коррекционно - развивающего процесса;
- комплектовании подгрупп для НОД.
Мониторинг разработан на основе следующей литературы:
- «Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР». Авторы - составители: А.М. Быховская, Н.А. Казова;
- «Психоречевая диагностика детей 3 – 7 лет». Авторы – составители: Е.П. Кольцова, О.А. Романович.
- Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях ДОУ. Составители: В.П. Балобанова и др.
В качестве наглядно – дидактического обеспечения используются:
1. методический комплект Н.В. Нищевой:
- Речевая карта ребенка с ОНР от 4 до 7 лет.
- Картинный материал к речевой карте ребенка 4 – 7 лет;
2. Дидактический материал по обследованию речи детей. О.Е.Грибова, Т.П. Бессонова.
Заключение.
По результатам диагностики:
- В речевой карте в логопедическом заключении учитель – логопед:
- определяет уровень развития речи ребенка в соответствии с симптомологической (психолого-педагогической) классификацией;
- отражает специфику и механизмы речевого нарушения в соответствии с клинико-педагогической классификацией;
- отражает выводы из всех разделов речевой карты.
2. Заполняет диагностические карты, в которые заносит уровни развития оцениваемых показателей развития.
Подобная форма мониторинга корреционно - развивающей логопедической деятельности способствует более глубокому и детальному изучению речевого развития каждого воспитанника и помогает намечать наиболее эффективные пути коррекции речевой патологии.