Обучать - значит вдвойне учиться.
Ж. Жубер
Ессе
«… и я, без лишней скромности, признаться не стыжусь,
что я своей профессией действительно горжусь!»
Вот уже 19 лет изо дня в день я проживаю счастье в профессии. Понимание этого приходит как правило в час торжества, веселья и легкой грусти на очередном выпускном утреннике, когда вспоминаются печально – вопрошающие глаза матерей, «никакая» речь детей, дни кропотливого труда, горы перечитанной литературы, открытые занятия, курсы усовершенствования, семинары, собрания, консультации для родителей, педсоветы, изготовление наглядных пособий – все это несомненно работает на приобретение опыта.
Время в поисках решений, творческом порыве летит быстро, и приходит понимание того, что все 18 лет педагогической деятельности я училась, учусь и буду учиться.
Училась, когда пришла с достаточно хорошей теоретической базой работать в ДОУ, а на практике шаги получались не совсем умелые. Спасибо за помощь опытным коллегам, грамотным руководителям, мудрым воспитателям, детям и их заинтересованным родителям.
И вот я, логопед – практик, раскладывающий на столе пособия для занятий, слышу тоненький голосок за спиной: «Опять вагончики!». И это сигнал для меня, что ребенок научился и ему уже не интересно. И снова понимаю – опять пришла пора учиться. Учиться играть в новую игру для себя и детей. Да, с моими подопечными не получается стоять на месте! И я отправляюсь на поиск новинок методической литературы, новых пособий, игр.
Снова детский праздник, а я как на экзамене в красивом зале среди приглашенных гостей. Дети читают стихи: «Восьмое Маар-р-р-рта – пр-р-р-разник мам!». «Молодец, Леша! Постарался!» А для меня радость двойная – успех ребенка и мой успех, звук «не потерялся»!
И когда к концу учебного года мои «молчуны» становятся «говорушками» и «почемучками», я с удовольствием спрашиваю себя: «Разве не в этом призвание логопеда?»
Мой основной педагогический принцип – не прямая передача информации в виде знаний, умений и навыков, а создание атмосферы познания, эмоционального настроя, стремления узнать больше, что помогает раскрыться ребенку, почувствовать свою самоценность. Ведь каждый ребенок – это личность со своим маршрутом достижения успеха. Вы бы видели огонек, живость в глазах ребенка, когда он осознает, что у него получилось. Поверте, это дорогого стоит! Первый успех окрыляет ребенка и способствует сильному желанию достичь хороших результатов. А вот уже от интереса ребенка протягиваю ниточку – тропинку к его способностям. Не зря название тем своего обобщенного педагогического опыта начинаю словами: «Развитие интереса к…», «Создание условий для…».
И каждый день, открывая двери своего кабинета и видя распахнутые глаза детей, любопытные, верящие, оценивающие каждый мой взгляд, жест, я понимаю, что должна суметь каждое свое слово, фразу произнести так, чтобы ребенок захотел говорить красиво или, как мы, логопеды, говорим – «правильно». Они многого ожидают от меня. И каждый раз, вглядываясь в лицо вновь поступившего ребенка, я мысленно желаю нам удачи!!!
Но, по большому счету, в моей работе на первый план выходит просто человеческое: помочь, приласкать, посочувствовать потому, что самая большая ценность на Земле – дети.
За что я люблю свою профессию? Да за то, что она дает возможность каждый день соприкасаться с миром детства, за неповторимость и непредсказуемость каждого дня. И каждый день, отдавая детям частичку своего сердца, жар своей души, с чувством глубокого удовлетворения признаюсь: «Я состоялась, как педагог, потому что помогаю детям!»
Ролик «Наш увлекательный путь к правильной красивой речи».