Портфолио учителя-логопеда

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 6
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Деятельность в системе сопровождения

Деятельность в системе психолого – педагогического сопровождения.

«Вероятно, человечество победит раньше или позже и слепоту, и глухоту, и слабоумие, но гораздо раньше оно победит их социально и педагогически, чем медицински и биологически».

Л.С.Выготский

 

На мой взгляд эта фраза отражает суть психолого – педагогического сопровождения.

Актуальность.

Образовательный процесс ДОУ предусматривает как уход и присмотр за детьми, так и процессы воспитания и обучения знаниям, важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию их дефицитов в развитии. Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс ДОУ изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей – у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у «особых». Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах ФГОС. 

Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции детей с ОВЗ направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем который задают образовательные программы данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника с ОВЗ,  исходя из его конкретного диагноза.

Необходимость оптимизации учебной деятельности дошкольников с ОВЗ диктуется задачами совершенствования коррекционно-развивающего обучения этой категории детей в условиях их интеграции в общеобразовательную среду.

Оказание помощи детям с ОВЗ наиболее успешно осуществляется в парадигме сопровождения. Сопровождение – это не единовременная помощь, а долговременная поддержка ребенка с ОВЗ, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем.

Индивидуальное сопровождение – это

  • Процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого;
  • Система, взаимосвязанных по целям, времени, задачам согласованных действий всех специалистов ДОУ, направленных на оказание помощи ребенку с ОВЗ, родителям, педагогам в выявлении проблем  его развития, поиске их эффективного решения и всестороннее развитие задатков, возможностей и способностей ребенка с ОВЗ.

Цель психолого – педагогического  сопровождения – построение оптимальных путей развития ребенка с ОВЗ.

Задачи  психолого – педагогического сопровождения:

  • Создание психолого – педагогических условий для полноценного развития и становления социально успешной личности;
  • Реализация прав ребенка на получение образования и развитие  в соответствии со своими потенциальными возможностями.

Направления психолого – педагогического сопровождения:

  • Комплексная психолого – педагогическая диагностика возрастных и индивидуальных параметров развития;
  • Определение специальных образовательных потребностей и условий, обеспечивающих ребенку с ОВЗ развитие, получение образование, адаптацию и интеграцию в общество;
  • Коррекция имеющихся нарушений и профилактика возможных вторичных отклонений в развитии;
  • Восстановление продуктивных связей между детьми и окружающей средой;
  • Укрепление психофизического здоровья.

Ведущие принципы психолого – педагогического сопровождения:

Дифференцированный подход (на основе определения особых нужд ребенка и его образовательных потребностей предполагается дифференциация учебных планов, программ, методов и средств коррекции и развития);

Индивидуализация процесса сопровождения (процесс строится с учетом структуры нарушений, в зависимости от особенностей познавательной деятельности, уровня физического развития, социального окружения и т.д.);

Мультидисциплинарность сопровождения (взаимодействие специалистов разного профиля, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов);

Учет структуры нарушения (обеспечивается взаимосвязь и взаимозависимость коррекции вторичных нарушений в развитии и компенсации первичного дефекта);

Динамическое изучение ребенка (когда диагностические данные приобретаются и уточняются в процессе коррекционной работы, наблюдения за его самостоятельной и совместной с взрослыми и детьми деятельностью);

Информированное согласие (специалисты сопровождения дают родителям доступную информацию о развитии ребенка);

Партнерство (деятельность специалистов направлена на установление партнерских отношений с семьей ребенка,  советы сопровождающих носят рекомендательный характер);

Принцип «на стороне ребенка»;

Непрерывность сопровождения;

Автономность (специалисты не зависят от давления извне в ситуациях принятия решения).

         Основу реализации модели сопровождения составляет «заявительный» принцип, согласно которому специалисты сопровождения работают только с теми детьми, родители (или педагоги) которых обратились за помощью. Запрос рассматривается на заседаниях ПМПк  консилиума ДОУ и территориальной ПМПК.

Технология комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ осуществляется поэтапно.

Диагностический этап.

Диагностический этап предполагает сбор информации о ребенке. Это первичная диагностика психического и речевого развития ребенка на ПМПК. Специалистами комиссии квалифицируются проблемы ребенка в виде заключения, определяются для него  специальные условия обучения и воспитания

Поисковый        этап.

Поисковый этап сопровождения направлен на  анализ полученной информации о психическом развитии ребенка, его социальной ситуации развития. Полученная информация обсуждается с родителями (законными представителями) ребенка. Они получают необходимые разъяснения от специалистов.

На этом этапе обсуждаются способы решения проблемы и определяются специальные условия развития, обучения и воспитания ребенка. Так, в коррекционно группу МБДОУ №5 могут быть направлены дети с тяжелыми нарушениями речи;

Первые два этапа проводятся  во время прохождения ребенком ТПМПК и на заседании ПМПк ДОУ.

Консультативно - проектировочный этап.

На консультативно-проективном этапе командой специалистов осуществляется совместная выработка рекомендаций для ребенка, родителей и специалистов, которые в дальнейшем будут «командой сопровождения».

         Специалисты предварительно изучают медицинскую карту развития ребенка, результаты диагностического обследования на ПМПК. Каждый специалист проводит углубленную диагностику по направлениям коррекционно-развивающей работы составляется комплексный план коррекционно-развивающего процесса  в виде индивидуального образовательного маршрута, где определяются задачи по вышеназванным направлениям  коррекционно-развивающей работы каждого специалиста  и родителей. (Задачи коррекционно – развивающей работы).

 Определяется количество  коррекционно-развивающих занятий в неделю,  примерные сроки индивидуального образовательного маршрута с возможностью корректировки. (Протокол ТПМПК, диагностический инструментарий, речевая карта, индивидуальный образовательный маршрут) 

 Деятельностный этап.

Деятельностный этап направлен на реализацию индивидуального образовательного маршрута и выполнение программы коррекционно-развивающего работы. Его основу составляет разработка и реализация комплексной  коррекционно-развивающей программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка.

            Конечная цель реализации программы состоит в том, чтобы  помочь ребенку в решении задач его развития, адаптации к жизни в обществе посредством самостоятельного использования полученных жизненно важных знаний и навыков.

Психолого-педагогический консилиум ДОУ остаётся  основной организационной формой для обсуждения стратегии и тактики комплексного психолого-педагогического сопровождения. Результаты сравнительного анализа данных, полученных в ходе первичной и промежуточной диагностики,  обсуждаются специалистами на заседаниях  психолого-педагогического консилиума, где принимается коллегиальное решение о необходимости изменения содержания индивидуальной программы сопровождения ребенка или продолжении работы в выбранном направлении.

Рефлексивный этап.

 На рефлексивном этапе проводится анализ реализации задач сопровождения, выполнения рекомендаций всеми участниками сопровождения.

 Этот этап может стать заключительным в реализации индивидуальной программы сопровождения  или стартовым в проектировании специальных методов предупреждения  и коррекции других проблем на следующем этапе образования.

На этом этапе делается вывод об эффективности деятельности специалистов образовательного учреждения по созданию условий для полноценного развития ребенка с ОВЗ. Все данные отражаются в заключение консилиума по результатам коррекционной деятельности.

Но эффективность сопровождения определяется не только  частными данными психологической, педагогической, логопедической диагностик, но и  общими показателями:

  • удовлетворенность ребенка с ОВЗ и его родителей пребыванием в ДОУ;
  • уверенность ребенка (тенденция к формированию позитивной  адекватной «Я-концепции»); 
  • успешность овладения адекватными возрастному этапу и особенностям ребенка видами деятельности;

способность ребенка к сотрудничеству с другими детьми и взрослыми