Деятельность в системе психолого – педагогического сопровождения.
«Вероятно, человечество победит раньше или позже и слепоту, и глухоту, и слабоумие, но гораздо раньше оно победит их социально и педагогически, чем медицински и биологически». Л.С.Выготский |
На мой взгляд эта фраза отражает суть психолого – педагогического сопровождения.
Актуальность.
Образовательный процесс ДОУ предусматривает как уход и присмотр за детьми, так и процессы воспитания и обучения знаниям, важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию их дефицитов в развитии. Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс ДОУ изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей – у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у «особых». Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах ФГОС.
Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции детей с ОВЗ направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем который задают образовательные программы данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника с ОВЗ, исходя из его конкретного диагноза.
Необходимость оптимизации учебной деятельности дошкольников с ОВЗ диктуется задачами совершенствования коррекционно-развивающего обучения этой категории детей в условиях их интеграции в общеобразовательную среду.
Оказание помощи детям с ОВЗ наиболее успешно осуществляется в парадигме сопровождения. Сопровождение – это не единовременная помощь, а долговременная поддержка ребенка с ОВЗ, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем.
Индивидуальное сопровождение – это
- Процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого;
- Система, взаимосвязанных по целям, времени, задачам согласованных действий всех специалистов ДОУ, направленных на оказание помощи ребенку с ОВЗ, родителям, педагогам в выявлении проблем его развития, поиске их эффективного решения и всестороннее развитие задатков, возможностей и способностей ребенка с ОВЗ.
Цель психолого – педагогического сопровождения – построение оптимальных путей развития ребенка с ОВЗ.
Задачи психолого – педагогического сопровождения:
- Создание психолого – педагогических условий для полноценного развития и становления социально успешной личности;
- Реализация прав ребенка на получение образования и развитие в соответствии со своими потенциальными возможностями.
Направления психолого – педагогического сопровождения:
- Комплексная психолого – педагогическая диагностика возрастных и индивидуальных параметров развития;
- Определение специальных образовательных потребностей и условий, обеспечивающих ребенку с ОВЗ развитие, получение образование, адаптацию и интеграцию в общество;
- Коррекция имеющихся нарушений и профилактика возможных вторичных отклонений в развитии;
- Восстановление продуктивных связей между детьми и окружающей средой;
- Укрепление психофизического здоровья.
Ведущие принципы психолого – педагогического сопровождения:
Дифференцированный подход (на основе определения особых нужд ребенка и его образовательных потребностей предполагается дифференциация учебных планов, программ, методов и средств коррекции и развития);
Индивидуализация процесса сопровождения (процесс строится с учетом структуры нарушений, в зависимости от особенностей познавательной деятельности, уровня физического развития, социального окружения и т.д.);
Мультидисциплинарность сопровождения (взаимодействие специалистов разного профиля, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов);
Учет структуры нарушения (обеспечивается взаимосвязь и взаимозависимость коррекции вторичных нарушений в развитии и компенсации первичного дефекта);
Динамическое изучение ребенка (когда диагностические данные приобретаются и уточняются в процессе коррекционной работы, наблюдения за его самостоятельной и совместной с взрослыми и детьми деятельностью);
Информированное согласие (специалисты сопровождения дают родителям доступную информацию о развитии ребенка);
Партнерство (деятельность специалистов направлена на установление партнерских отношений с семьей ребенка, советы сопровождающих носят рекомендательный характер);
Принцип «на стороне ребенка»;
Непрерывность сопровождения;
Автономность (специалисты не зависят от давления извне в ситуациях принятия решения).
Основу реализации модели сопровождения составляет «заявительный» принцип, согласно которому специалисты сопровождения работают только с теми детьми, родители (или педагоги) которых обратились за помощью. Запрос рассматривается на заседаниях ПМПк консилиума ДОУ и территориальной ПМПК.
Технология комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ осуществляется поэтапно.
Диагностический этап.
Диагностический этап предполагает сбор информации о ребенке. Это первичная диагностика психического и речевого развития ребенка на ПМПК. Специалистами комиссии квалифицируются проблемы ребенка в виде заключения, определяются для него специальные условия обучения и воспитания
Поисковый этап.
Поисковый этап сопровождения направлен на анализ полученной информации о психическом развитии ребенка, его социальной ситуации развития. Полученная информация обсуждается с родителями (законными представителями) ребенка. Они получают необходимые разъяснения от специалистов.
На этом этапе обсуждаются способы решения проблемы и определяются специальные условия развития, обучения и воспитания ребенка. Так, в коррекционно группу МБДОУ №5 могут быть направлены дети с тяжелыми нарушениями речи;
Первые два этапа проводятся во время прохождения ребенком ТПМПК и на заседании ПМПк ДОУ.
Консультативно - проектировочный этап.
На консультативно-проективном этапе командой специалистов осуществляется совместная выработка рекомендаций для ребенка, родителей и специалистов, которые в дальнейшем будут «командой сопровождения».
Специалисты предварительно изучают медицинскую карту развития ребенка, результаты диагностического обследования на ПМПК. Каждый специалист проводит углубленную диагностику по направлениям коррекционно-развивающей работы составляется комплексный план коррекционно-развивающего процесса в виде индивидуального образовательного маршрута, где определяются задачи по вышеназванным направлениям коррекционно-развивающей работы каждого специалиста и родителей. (Задачи коррекционно – развивающей работы).
Определяется количество коррекционно-развивающих занятий в неделю, примерные сроки индивидуального образовательного маршрута с возможностью корректировки. (Протокол ТПМПК, диагностический инструментарий, речевая карта, индивидуальный образовательный маршрут)
Деятельностный этап.
Деятельностный этап направлен на реализацию индивидуального образовательного маршрута и выполнение программы коррекционно-развивающего работы. Его основу составляет разработка и реализация комплексной коррекционно-развивающей программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка.
Конечная цель реализации программы состоит в том, чтобы помочь ребенку в решении задач его развития, адаптации к жизни в обществе посредством самостоятельного использования полученных жизненно важных знаний и навыков.
Психолого-педагогический консилиум ДОУ остаётся основной организационной формой для обсуждения стратегии и тактики комплексного психолого-педагогического сопровождения. Результаты сравнительного анализа данных, полученных в ходе первичной и промежуточной диагностики, обсуждаются специалистами на заседаниях психолого-педагогического консилиума, где принимается коллегиальное решение о необходимости изменения содержания индивидуальной программы сопровождения ребенка или продолжении работы в выбранном направлении.
Рефлексивный этап.
На рефлексивном этапе проводится анализ реализации задач сопровождения, выполнения рекомендаций всеми участниками сопровождения.
Этот этап может стать заключительным в реализации индивидуальной программы сопровождения или стартовым в проектировании специальных методов предупреждения и коррекции других проблем на следующем этапе образования.
На этом этапе делается вывод об эффективности деятельности специалистов образовательного учреждения по созданию условий для полноценного развития ребенка с ОВЗ. Все данные отражаются в заключение консилиума по результатам коррекционной деятельности.
Но эффективность сопровождения определяется не только частными данными психологической, педагогической, логопедической диагностик, но и общими показателями:
- удовлетворенность ребенка с ОВЗ и его родителей пребыванием в ДОУ;
- уверенность ребенка (тенденция к формированию позитивной адекватной «Я-концепции»);
- успешность овладения адекватными возрастному этапу и особенностям ребенка видами деятельности;
способность ребенка к сотрудничеству с другими детьми и взрослыми