Меню сайта
Наш опрос
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Деятельность в системе сопровожденияДеятельность в системе психолого – педагогического сопровождения.
На мой взгляд эта фраза отражает суть психолого – педагогического сопровождения. Актуальность. Образовательный процесс ДОУ предусматривает как уход и присмотр за детьми, так и процессы воспитания и обучения знаниям, важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию их дефицитов в развитии. Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс ДОУ изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей – у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у «особых». Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах ФГОС. Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции детей с ОВЗ направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем который задают образовательные программы данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника с ОВЗ, исходя из его конкретного диагноза. Необходимость оптимизации учебной деятельности дошкольников с ОВЗ диктуется задачами совершенствования коррекционно-развивающего обучения этой категории детей в условиях их интеграции в общеобразовательную среду. Оказание помощи детям с ОВЗ наиболее успешно осуществляется в парадигме сопровождения. Сопровождение – это не единовременная помощь, а долговременная поддержка ребенка с ОВЗ, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем. Индивидуальное сопровождение – это
Цель психолого – педагогического сопровождения – построение оптимальных путей развития ребенка с ОВЗ. Задачи психолого – педагогического сопровождения:
Направления психолого – педагогического сопровождения:
Ведущие принципы психолого – педагогического сопровождения: Дифференцированный подход (на основе определения особых нужд ребенка и его образовательных потребностей предполагается дифференциация учебных планов, программ, методов и средств коррекции и развития); Индивидуализация процесса сопровождения (процесс строится с учетом структуры нарушений, в зависимости от особенностей познавательной деятельности, уровня физического развития, социального окружения и т.д.); Мультидисциплинарность сопровождения (взаимодействие специалистов разного профиля, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов); Учет структуры нарушения (обеспечивается взаимосвязь и взаимозависимость коррекции вторичных нарушений в развитии и компенсации первичного дефекта); Динамическое изучение ребенка (когда диагностические данные приобретаются и уточняются в процессе коррекционной работы, наблюдения за его самостоятельной и совместной с взрослыми и детьми деятельностью); Информированное согласие (специалисты сопровождения дают родителям доступную информацию о развитии ребенка); Партнерство (деятельность специалистов направлена на установление партнерских отношений с семьей ребенка, советы сопровождающих носят рекомендательный характер); Принцип «на стороне ребенка»; Непрерывность сопровождения; Автономность (специалисты не зависят от давления извне в ситуациях принятия решения). Основу реализации модели сопровождения составляет «заявительный» принцип, согласно которому специалисты сопровождения работают только с теми детьми, родители (или педагоги) которых обратились за помощью. Запрос рассматривается на заседаниях ПМПк консилиума ДОУ и территориальной ПМПК. Технология комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ осуществляется поэтапно. Диагностический этап. Диагностический этап предполагает сбор информации о ребенке. Это первичная диагностика психического и речевого развития ребенка на ПМПК. Специалистами комиссии квалифицируются проблемы ребенка в виде заключения, определяются для него специальные условия обучения и воспитания Поисковый этап. Поисковый этап сопровождения направлен на анализ полученной информации о психическом развитии ребенка, его социальной ситуации развития. Полученная информация обсуждается с родителями (законными представителями) ребенка. Они получают необходимые разъяснения от специалистов. На этом этапе обсуждаются способы решения проблемы и определяются специальные условия развития, обучения и воспитания ребенка. Так, в коррекционно группу МБДОУ №5 могут быть направлены дети с тяжелыми нарушениями речи; Первые два этапа проводятся во время прохождения ребенком ТПМПК и на заседании ПМПк ДОУ. Консультативно - проектировочный этап. На консультативно-проективном этапе командой специалистов осуществляется совместная выработка рекомендаций для ребенка, родителей и специалистов, которые в дальнейшем будут «командой сопровождения». Специалисты предварительно изучают медицинскую карту развития ребенка, результаты диагностического обследования на ПМПК. Каждый специалист проводит углубленную диагностику по направлениям коррекционно-развивающей работы составляется комплексный план коррекционно-развивающего процесса в виде индивидуального образовательного маршрута, где определяются задачи по вышеназванным направлениям коррекционно-развивающей работы каждого специалиста и родителей. (Задачи коррекционно – развивающей работы). Определяется количество коррекционно-развивающих занятий в неделю, примерные сроки индивидуального образовательного маршрута с возможностью корректировки. (Протокол ТПМПК, диагностический инструментарий, речевая карта, индивидуальный образовательный маршрут) Деятельностный этап. Деятельностный этап направлен на реализацию индивидуального образовательного маршрута и выполнение программы коррекционно-развивающего работы. Его основу составляет разработка и реализация комплексной коррекционно-развивающей программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка. Конечная цель реализации программы состоит в том, чтобы помочь ребенку в решении задач его развития, адаптации к жизни в обществе посредством самостоятельного использования полученных жизненно важных знаний и навыков. Психолого-педагогический консилиум ДОУ остаётся основной организационной формой для обсуждения стратегии и тактики комплексного психолого-педагогического сопровождения. Результаты сравнительного анализа данных, полученных в ходе первичной и промежуточной диагностики, обсуждаются специалистами на заседаниях психолого-педагогического консилиума, где принимается коллегиальное решение о необходимости изменения содержания индивидуальной программы сопровождения ребенка или продолжении работы в выбранном направлении. Рефлексивный этап. На рефлексивном этапе проводится анализ реализации задач сопровождения, выполнения рекомендаций всеми участниками сопровождения. Этот этап может стать заключительным в реализации индивидуальной программы сопровождения или стартовым в проектировании специальных методов предупреждения и коррекции других проблем на следующем этапе образования. На этом этапе делается вывод об эффективности деятельности специалистов образовательного учреждения по созданию условий для полноценного развития ребенка с ОВЗ. Все данные отражаются в заключение консилиума по результатам коррекционной деятельности. Но эффективность сопровождения определяется не только частными данными психологической, педагогической, логопедической диагностик, но и общими показателями:
способность ребенка к сотрудничеству с другими детьми и взрослыми |