Критерии оценки уровня сформированности показателя.
1. Раннее психомоторное и речевое развитие, поведение и психическая сфера
Показатели развития |
|
Раннее психомоторное и речевое развитие Цели: Исследование анамнеза и динамики раннего психомоторного и речевого развития Методы: Анкетирование, наблюдение. |
Личностные особенности и психическая сфера Цели: Исследование личностных и психологических особенностей ребенка
Методы: Анкетирование, наблюдение.
|
В - анамнез без патологий или имеются одно или два повреждающих воздействия, не повлиявших на раннее развитие. Развитие в пределах возрастной нормы. развитие соответствует возрастной норме или опережает ее.
С – в анамнезе имеются более двух повреждающих воздействий (токсикоз, кесарево сечение и др.), также неврологические и психопатологические синдромы (ММД, перинатальная энцефалопатия, задержка моторного развития и др.). Отмечены хронические заболевания сердечно-сосудистой системы, верхних дыхательных путей, аллергодерматиты и др. имеет место ЗПР, ЗПРР.
Н – в анамнезе имеются значительные повреждающие водействия (травма головного и спинного мозга, асфиксии, нейроинфекции и др.). Имеют место хронические заболевания, обусловленные поражением ЦНС, грубые ЗПР, ЗПРР. |
В – ребенок общителен, использует адекватные способы привлечения внимания. Доброжелательный, спокойный, активный. Охотно вступает в контакт со сверстниками. Проявляет познавательный интерес к различным видам деятельности. Эмоционально стабилен.
С – ребенок самостоятельно не общается. Общение избирательное. Характер общения: безразличен, негативен или навязчив. Любыми средствами стремится к лидерству или наоборот безропотно подчиняется. Часто жалуется. Речевая активность в играх недостаточная, двигательная – повышенная или наоборот. Познавательный интерес снижен. Импульсивен.
Н – отказывается от общения с детьми и взрослыми. Конфликтный, плаксивый, негативный. Игровые и межличностные предпочтения отсутствуют. Наблюдается неадекватное поведение, неустойчивость эмоциональных реакций. Познавательный интерес полностью отсутствует.
|
2.Моторная сфера.
№ п/п |
Показатель |
Уровни сформированности показателя |
Задания. |
1. |
Общая моторика Цели: выявить объем, переключаемость, темп, активность, координацию движений. |
В – все задания выполняются близко к норме. С – выполняет движения в замедленном темпе. Н - выполняет движения неточно, нескоординированно, испытывает трудности при переключении. |
Пройти и пробежать между двумя линиями (3-5 лет – 25 см, 6-7 лет – 15 - 20 см.) Попрыгать на двух ногах. Попрыгать на одной ноге. Потопать ногами и похлопать руками одновременно. Поймать брошенный мяч. Перепрыгнуть через игрушку. |
2. |
Мелкая моторика Цели: выявить объем выполняемых движений, переключаемость, темп выполнения.координацию движений, наличие леворукости, способности к манипуляции с предметами.
|
Сложить 1-ый и 2-ой пальцы в кольцо. Вытянуть 2-ой и 3-ий пальцы на обеих руках («зайчик»). Вытянуть 2-ой и 5-ый пальцы («коза»). Пальчики здороваются. Поочередное сгибание и разгибание пальцев на руке. Проба «кулак-ребро-ладонь» Застегнуть и расстегнуть пуговицы. |
|
3. |
Зрительно - пространственный гнозис. Цели: Выявить умение Ориентироваться в окружающем пространстве и в схеме собственного тела (гнозис); - Складывать разрезные картинки (праксис).
|
В - допускается одна ошибка, но с исправлением при повторном показе. С – задание выполняет неуверенно, с ошибками. Ориентируется в пространстве, но при перенесении действий на плоскость испытывает затруднения Н - большинство заданий выполняется неверно. Владеет понятиями верх-низ, испытывает значительные затруднения в понятиях право-лево
|
1. Показать правую, левую руку (ногу). Показать правый и левый глаз (ухо). Показать правой рукой левый глаз и наоборот (с 6-ти лет). Показать предметы, которые находятся: Вверху, внизу (4 года) +впереди, сзади (5лет) + справа, слева (6 лет) + слева внизу, справа вверху и наоборот (7 лет) 2. составить картинку: Из 2-4 частей с вертикальным и горизонтальным разрезами, предварительно рассмотрев образец (4 года); Из 4-6 частей с разными видами разрезов (5 лет); Из 6-8 частей с разными видами разрезов (6 лет).
|
4. |
Графические навыки Цели: выявить навыки работы с карандашом. |
В – задания выполняются правильно. Допускается недостаточный нажим. С – задание выполняется с ошибками, нет четкости линий. Н - большинство заданий выполнено с ошибками. |
Умение держать карандаш. Проведение прямых линий: горизонтальных, вертикальных. Соединение точек. Рисование волнистых и ломанных линий. Рисование геометрических фигур. Копирование графического узора по клеточкам. |
5. |
Артикуляционная моторика Цели: выявить объем выполняемых движений, точность выполнения.наличие или отсутствие синкенезий (непроизвольные мышечные сокращения и движения, сопутствующие активному двигательному акту), мышечный тонус. |
В - Строение и подвижность органов артикуляции без особенностей. С - Статические артикуляционные упражнения выполняет в полном объеме; при выполнении динамических упражнений испытывает затруднения. Н - Неполный объем артикуляционных движений; неточное выполнение статических артикуляционных упражнений. |
«Улыбка» «Дудочка» «Лопатка» «Иголка» «Улыбка» - «Дудочка» «Лопатка» - «Иголка» «Качели» «Маятник» «Лошадка» «Конфетка» «Чашечка»
|
3.Речевое развитие.
№ п/п |
Показатель |
Уровни сформированности показателя |
Критерии оценки сформированности показателя. |
|
Речевая коммуникация Цели: выявить характер общения, инициатив- ность, умение вступать в диалог и вести его, умение слушать собеседника, ясно выражать свои мысли. |
Высокий
Средний
Низкий
|
Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь. Общение строит с учетом ситуации, легко входит в контакт с взрослыми и детьми, ясно и последовательно излагает свои мысли, пользуется нормами речевого этикета. Ребенок слушает и понимает речь, участвует в общении. Но чаще по инициативе других, умение пользоваться нормами речевого этикета неустойчивое. Ребенок малоактивен и малоразговорчив, невнимателен в разговоре, не умеет последовательно и точно излагать свои мысли, редко пользуется нормами речевого этикета.
|
|
Звукопроизношение Цели: выявить нарушение произношения всех групп звуков, силу голоса, модуляцию голоса, нарушение просодических компонентов речи. |
Высокий
Средний
Низкий
|
В основном правильное произнесение всех звуков. Допускается недостаточная автоматизация 1-2 звуков. Тип физиологического дыхания: смешанный, диафрагмальный. Объем дыхания достаточный. Продолжительность речевого выдоха 3-4 слова – 4 года, 4-5 слов – 5 лет, 5-6 слов – 6 лет. Голос нормальный, тихий или громкий, модулированный. Нарушено произношение 3-5 звуков в любых позициях. Тип физиологического дыхания: верхнеключичное. Объем дыхания недостаточный. Продолжительность речевого выдоха 2-3 слова – 4 года, 3-4 слова – 5 лет, 3-4 слов – 6 лет. Голос тихий или громкий, немодулированный.
В любой позиции искажаются или заменяются 6-10 звуков. Грубые нарушения физиологического и речевого дыхания, голоса. |
|
Словарный запас (номинативный, предикативный, атрибутивный; антонимы, синонимы). Цели: определить объем словаря. |
Высокий Средний
Низкий
|
Активный словарь близок к возрастной норме Использует все части речи; использует простые предлоги, в употреблении сложных допускает ошибки; пользуется распространенными антонимами; при подборе синонимов испытывает затруднения Активный словарь ограничен. Владеет простыми обобщающими понятиями, в речи в основном использует существительные и глаголы
|
|
Грамматический строй речи Цели: выявить состояние словоизменения и словообразования. |
Высокий
Средний
Низкий
|
Грамматический строй близок к возрастной норме, допускаются единичные случаи аграмматизма в словах со сложной наполняемостью. Допускает незначительное количество ошибок при словообразовании и словоизменении Речь аграмматична. Допускает большое количество ошибок при словоизменении и словообразовании
|
|
Связная речь Цели: наличие внутреннего программирования, связность и логическую последовательность, характер высказывания., качество использования языковых средств
|
Высокий
Средний
Низкий
|
Умеет пересказать рассказ (4-5 лет), составить рассказ по серии сюжетных картинок (6 лет) пользуясь простыми распространенными предложениями и предложениями сложной синтаксической конструкции. При составлении пересказа, рассказа использует не более 2-3 предложений; не пользуется планом при составлении рассказа; при описании использует не более двух признаков. Фразовая речь аграмматична. Испытывает значительные затруднения при составлении рассказа-описания, пользуется вопросно-ответной формой
|
|
Практическое осознание элементов речи. Цели: выявить понимание понятий «слово», «звук», «предложение»; -выявить адекватное использование понятий в спонтанной речи |
Высокий – 7 баллов Средний – 3-4 балла Низкий – 2 балла и ниже. (верный ответ-1балл; неверный ответ-0 баллов) |
Задания |
1.Скажи одно слово. 2.1.Произнеси один звук. 2.2.Скажи, сколько звуков в слове «дом»? 2.3.Назови звуки в этом слове. 3.1.Скажи одно предложение. 3.2.Сколько слов в предложении «Дети любят играть»? 3.3.Назави в нем первое, второе, третье слова.
|
4.Речевые психические функции
|
Фонематические категории (Фонематическое восприятие, языковой анализ и синтез). Цели: выявить слуховую и произносительную диференциацию смешиваемых и несмешиваемых звуков, умение выделять заданные звуки из слова, умение придумывать слова на заданный звук, определять последовательность и количество звуков в слове. |
Высокий
Средний
Низкий
|
Все задания выполняются верно, допускается 1-2 ошибки с последующим самостоятельным исправлением. Задания выполняются с ошибками, исправляются с помощью, одно из заданий может быть недоступно. Большая часть заданий недоступна |
|
Слоговая структура слова (уровень слова, уровень предложения) Цели: выявить характер нарушения слоговой структуры слов (14 типов) |
Высокий
Средний
Низкий
|
Воспроизведение точное в темпе предъявления. 4 года – 1-7 типы слов 5 лет – 7-14 типы слов 6 лет – слова сложной слоговой структуры.
Замедленное послоговое воспроизведение, допускаются запинки, которые при повторении исправляются.
Искажение слоговой структуры слов. |