Календарь
« Май 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
Критерии оценки уровня сформированности показателя.
Критерии оценки уровня сформированности показателя.
1. Раннее психомоторное и речевое развитие, поведение и психическая сфера
Показатели развития
|
Раннее психомоторное и речевое
развитие
Цели: Исследование анамнеза и динамики раннего психомоторного и речевого развития
Методы: Анкетирование, наблюдение.
|
Личностные особенности и психическая сфера
Цели: Исследование личностных и психологических особенностей ребенка
Методы: Анкетирование, наблюдение.
|
В - анамнез без патологий или имеются одно или два повреждающих воздействия, не повлиявших на раннее развитие. Развитие в пределах возрастной нормы.
развитие соответствует возрастной норме или опережает ее.
С – в анамнезе имеются более двух повреждающих воздействий (токсикоз, кесарево сечение и др.), также неврологические и психопатологические синдромы (ММД, перинатальная энцефалопатия, задержка моторного развития и др.). Отмечены хронические заболевания сердечно-сосудистой системы, верхних дыхательных путей, аллергодерматиты и др. имеет место ЗПР, ЗПРР.
Н – в анамнезе имеются значительные повреждающие водействия (травма головного и спинного мозга, асфиксии, нейроинфекции и др.). Имеют место хронические заболевания, обусловленные поражением ЦНС, грубые ЗПР, ЗПРР.
|
В – ребенок общителен, использует адекватные способы привлечения внимания. Доброжелательный, спокойный, активный. Охотно вступает в контакт со сверстниками. Проявляет познавательный интерес к различным видам деятельности. Эмоционально стабилен.
С – ребенок самостоятельно не общается. Общение избирательное. Характер общения: безразличен, негативен или навязчив. Любыми средствами стремится к лидерству или наоборот безропотно подчиняется. Часто жалуется. Речевая активность в играх недостаточная, двигательная – повышенная или наоборот. Познавательный интерес снижен. Импульсивен.
Н – отказывается от общения с детьми и взрослыми. Конфликтный, плаксивый, негативный. Игровые и межличностные предпочтения отсутствуют. Наблюдается неадекватное поведение, неустойчивость эмоциональных реакций. Познавательный интерес полностью отсутствует.
|
2.Моторная сфера.
№ п/п
|
Показатель
|
Уровни сформированности показателя
|
Задания.
|
1.
|
Общая
моторика
Цели: выявить объем, переключаемость, темп, активность, координацию движений.
|
В – все задания выполняются близко к норме.
С – выполняет движения в замедленном темпе.
Н - выполняет движения
неточно,
нескоординированно, испытывает трудности при переключении.
|
Пройти и пробежать между двумя линиями (3-5 лет – 25 см, 6-7 лет – 15 - 20 см.)
Попрыгать на двух ногах.
Попрыгать на одной ноге.
Потопать ногами и похлопать руками одновременно.
Поймать брошенный мяч.
Перепрыгнуть через игрушку.
|
2.
|
Мелкая
моторика
Цели: выявить объем выполняемых движений, переключаемость, темп выполнения.координацию движений, наличие леворукости, способности к манипуляции с предметами.
|
Сложить 1-ый и 2-ой пальцы в кольцо.
Вытянуть 2-ой и 3-ий пальцы на обеих руках («зайчик»).
Вытянуть 2-ой и 5-ый пальцы («коза»).
Пальчики здороваются.
Поочередное сгибание и разгибание пальцев на руке.
Проба «кулак-ребро-ладонь»
Застегнуть и расстегнуть пуговицы.
|
3.
|
Зрительно - пространственный
гнозис.
Цели: Выявить умение Ориентироваться в окружающем пространстве и в схеме собственного тела (гнозис);
- Складывать разрезные картинки (праксис).
|
В - допускается одна ошибка, но с исправлением при повторном показе.
С – задание выполняет неуверенно, с ошибками. Ориентируется в пространстве, но при перенесении действий на плоскость испытывает затруднения
Н - большинство заданий выполняется неверно. Владеет понятиями верх-низ, испытывает значительные затруднения в понятиях право-лево
|
1. Показать правую, левую руку (ногу).
Показать правый и левый глаз (ухо).
Показать правой рукой левый глаз и наоборот (с 6-ти лет).
Показать предметы, которые находятся:
Вверху, внизу (4 года)
+впереди, сзади (5лет)
+ справа, слева (6 лет)
+ слева внизу, справа вверху и наоборот (7 лет)
2. составить картинку:
Из 2-4 частей с вертикальным и горизонтальным разрезами, предварительно рассмотрев образец (4 года);
Из 4-6 частей с разными видами разрезов (5 лет);
Из 6-8 частей с разными видами разрезов (6 лет).
|
4.
|
Графические навыки
Цели: выявить навыки работы с карандашом.
|
В – задания выполняются правильно. Допускается недостаточный нажим.
С – задание выполняется с ошибками, нет четкости линий.
Н - большинство заданий выполнено с ошибками.
|
Умение держать карандаш.
Проведение прямых линий: горизонтальных, вертикальных.
Соединение точек.
Рисование волнистых и ломанных линий.
Рисование геометрических фигур.
Копирование графического узора по клеточкам.
|
5.
|
Артикуляционная
моторика
Цели: выявить объем выполняемых движений, точность выполнения.наличие или отсутствие синкенезий (непроизвольные мышечные сокращения и движения, сопутствующие активному двигательному акту), мышечный тонус.
|
В - Строение и подвижность органов артикуляции без особенностей.
С - Статические артикуляционные упражнения выполняет в полном объеме; при выполнении динамических упражнений испытывает затруднения.
Н - Неполный объем артикуляционных движений; неточное выполнение статических артикуляционных упражнений.
|
«Улыбка»
«Дудочка»
«Лопатка»
«Иголка»
«Улыбка» - «Дудочка»
«Лопатка» - «Иголка»
«Качели»
«Маятник»
«Лошадка»
«Конфетка»
«Чашечка»
|
3.Речевое развитие.
№ п/п
|
Показатель
|
Уровни сформированности показателя
|
Критерии оценки сформированности
показателя.
|
|
Речевая
коммуникация
Цели: выявить характер общения, инициатив-
ность, умение вступать в диалог и вести его, умение слушать собеседника, ясно выражать свои мысли.
|
Высокий
Средний
Низкий
|
Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь. Общение строит с учетом ситуации, легко входит в контакт с взрослыми и детьми, ясно и последовательно излагает свои мысли, пользуется нормами речевого этикета.
Ребенок слушает и понимает речь, участвует в общении. Но чаще по инициативе других, умение пользоваться нормами речевого этикета неустойчивое.
Ребенок малоактивен и малоразговорчив, невнимателен в разговоре, не умеет последовательно и точно излагать свои мысли, редко пользуется нормами речевого этикета.
|
|
Звукопроизношение
Цели: выявить нарушение произношения всех групп звуков, силу голоса, модуляцию голоса, нарушение просодических компонентов речи.
|
Высокий
Средний
Низкий
|
В основном правильное произнесение всех звуков. Допускается недостаточная автоматизация 1-2 звуков. Тип физиологического дыхания: смешанный, диафрагмальный. Объем дыхания достаточный. Продолжительность речевого выдоха 3-4 слова – 4 года, 4-5 слов – 5 лет, 5-6 слов – 6 лет. Голос нормальный, тихий или громкий, модулированный.
Нарушено произношение 3-5 звуков в любых позициях. Тип физиологического дыхания: верхнеключичное. Объем дыхания недостаточный. Продолжительность речевого выдоха 2-3 слова – 4 года, 3-4 слова – 5 лет, 3-4 слов – 6 лет. Голос тихий или громкий, немодулированный.
В любой позиции искажаются или заменяются 6-10 звуков. Грубые нарушения физиологического и речевого дыхания, голоса.
|
|
Словарный запас (номинативный, предикативный, атрибутивный;
антонимы, синонимы).
Цели: определить объем словаря.
|
Высокий
Средний
Низкий
|
Активный словарь близок к возрастной норме
Использует все части речи; использует простые предлоги, в употреблении сложных допускает ошибки; пользуется распространенными антонимами; при подборе синонимов испытывает затруднения
Активный словарь ограничен.
Владеет простыми обобщающими понятиями, в речи в основном использует существительные и глаголы
|
|
Грамматический строй речи
Цели: выявить состояние словоизменения и словообразования.
|
Высокий
Средний
Низкий
|
Грамматический строй близок к возрастной норме, допускаются единичные случаи аграмматизма в словах со сложной наполняемостью.
Допускает незначительное количество ошибок при словообразовании и словоизменении
Речь аграмматична.
Допускает большое количество ошибок при словоизменении и словообразовании
|
|
Связная речь
Цели: наличие внутреннего программирования, связность и логическую последовательность, характер высказывания., качество использования языковых средств
|
Высокий
Средний
Низкий
|
Умеет пересказать рассказ (4-5 лет), составить рассказ по серии сюжетных картинок (6 лет) пользуясь простыми распространенными предложениями и предложениями сложной синтаксической конструкции.
При составлении пересказа, рассказа использует не более 2-3 предложений; не пользуется планом при составлении рассказа; при описании использует не более двух признаков.
Фразовая речь аграмматична.
Испытывает значительные затруднения при составлении рассказа-описания, пользуется вопросно-ответной формой
|
|
Практическое осознание элементов речи.
Цели: выявить понимание понятий «слово», «звук», «предложение»;
-выявить адекватное использование понятий в спонтанной речи
|
Высокий – 7 баллов
Средний – 3-4 балла
Низкий – 2 балла и ниже.
(верный ответ-1балл;
неверный ответ-0 баллов)
|
Задания
|
1.Скажи одно слово.
2.1.Произнеси один звук.
2.2.Скажи, сколько звуков в слове «дом»?
2.3.Назови звуки в этом слове.
3.1.Скажи одно предложение.
3.2.Сколько слов в предложении «Дети любят играть»?
3.3.Назави в нем первое, второе, третье слова.
|
4.Речевые психические функции
|
Фонематические категории (Фонематическое восприятие, языковой анализ и синтез).
Цели: выявить слуховую и произносительную диференциацию смешиваемых и несмешиваемых звуков, умение выделять заданные звуки из слова, умение придумывать слова на заданный звук, определять последовательность и количество звуков в слове.
|
Высокий
Средний
Низкий
|
Все задания выполняются верно, допускается 1-2 ошибки с последующим самостоятельным исправлением.
Задания выполняются с ошибками, исправляются с помощью, одно из заданий может быть недоступно.
Большая часть заданий недоступна
|
|
Слоговая структура слова (уровень слова, уровень предложения)
Цели: выявить характер нарушения слоговой структуры слов (14 типов)
|
Высокий
Средний
Низкий
|
Воспроизведение точное в темпе предъявления.
4 года – 1-7 типы слов
5 лет – 7-14 типы слов
6 лет – слова сложной слоговой структуры.
Замедленное послоговое воспроизведение, допускаются запинки, которые при повторении исправляются.
Искажение слоговой структуры слов.
|
|