Портфолио учителя-логопеда

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 6
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Критерии оценки уровня сформированности показателя.

 

Критерии оценки уровня сформированности показателя.

1. Раннее психомоторное и речевое развитие, поведение и психическая сфера

 

Показатели развития

 

Раннее психомоторное и речевое

развитие

Цели: Исследование анамнеза и динамики раннего психомоторного и речевого развития

Методы: Анкетирование, наблюдение.

 

Личностные особенности и психическая сфера

Цели: Исследование личностных и психологических особенностей ребенка

 

Методы: Анкетирование, наблюдение.

 

В - анамнез без патологий или имеются одно или два повреждающих воздействия, не повлиявших на раннее развитие. Развитие в пределах возрастной нормы.

развитие соответствует возрастной норме или опережает ее.

 

С – в анамнезе имеются более двух повреждающих воздействий (токсикоз, кесарево сечение и др.), также неврологические и психопатологические синдромы (ММД, перинатальная энцефалопатия, задержка моторного развития и др.). Отмечены хронические заболевания сердечно-сосудистой системы, верхних дыхательных путей, аллергодерматиты и др. имеет место ЗПР, ЗПРР.

 

Н – в анамнезе имеются значительные повреждающие водействия (травма головного и спинного мозга, асфиксии, нейроинфекции и др.). Имеют место хронические заболевания, обусловленные поражением ЦНС, грубые ЗПР, ЗПРР.

В – ребенок общителен, использует адекватные способы привлечения внимания. Доброжелательный, спокойный, активный. Охотно вступает в контакт со сверстниками. Проявляет познавательный интерес к различным видам деятельности. Эмоционально стабилен.

 

С – ребенок самостоятельно не общается. Общение избирательное. Характер общения: безразличен, негативен или навязчив. Любыми средствами стремится к лидерству или наоборот безропотно подчиняется. Часто жалуется. Речевая активность в играх недостаточная, двигательная – повышенная или наоборот. Познавательный интерес снижен. Импульсивен.

 

Н – отказывается от общения с детьми и взрослыми. Конфликтный, плаксивый, негативный. Игровые и межличностные предпочтения отсутствуют. Наблюдается неадекватное поведение, неустойчивость эмоциональных реакций. Познавательный интерес полностью отсутствует.

 

 

2.Моторная сфера.

 

№ п/п

Показатель

Уровни сформированности показателя

Задания.

1.

Общая

моторика

Цели: выявить объем, переключаемость, темп, активность, координацию движений.

В – все задания выполняются близко к норме.

С – выполняет движения в замедленном темпе.

Н - выполняет движения

неточно,

нескоординированно, испытывает трудности при переключении.

Пройти и пробежать между двумя линиями (3-5 лет – 25 см, 6-7 лет – 15 - 20 см.)

Попрыгать на двух ногах.

Попрыгать на одной ноге.

Потопать ногами и похлопать руками одновременно.

Поймать брошенный мяч.

Перепрыгнуть через игрушку.

2.

Мелкая

моторика

Цели: выявить объем выполняемых движений, переключаемость, темп выполнения.координацию движений, наличие леворукости, способности к манипуляции с предметами.

 

Сложить 1-ый и 2-ой пальцы в кольцо.

Вытянуть 2-ой и 3-ий пальцы на обеих руках («зайчик»).

Вытянуть 2-ой и 5-ый пальцы («коза»).

Пальчики здороваются.

Поочередное сгибание и разгибание пальцев на руке.

Проба «кулак-ребро-ладонь»

Застегнуть и расстегнуть пуговицы.

3.

Зрительно - пространственный

гнозис.

Цели: Выявить умение Ориентироваться в окружающем пространстве и в схеме собственного тела (гнозис);

- Складывать разрезные картинки (праксис).

 

 

В - допускается одна ошибка, но с исправлением при повторном показе.

С – задание выполняет неуверенно, с ошибками. Ориентируется в пространстве, но при перенесении действий на плоскость испытывает затруднения

Н - большинство заданий выполняется неверно. Владеет понятиями верх-низ, испытывает значительные затруднения  в понятиях право-лево

 

1. Показать правую, левую руку (ногу).

Показать правый и левый глаз (ухо).

Показать правой рукой левый глаз и наоборот (с 6-ти лет).

Показать предметы, которые находятся:

Вверху, внизу (4 года)

+впереди, сзади (5лет)

+ справа, слева (6 лет)

+ слева внизу, справа вверху и наоборот (7 лет)

2. составить картинку:

Из 2-4 частей с вертикальным и горизонтальным разрезами, предварительно рассмотрев образец (4 года);

Из 4-6 частей с разными видами разрезов (5 лет);

Из 6-8 частей с разными видами разрезов (6 лет).

 

4.

Графические навыки

Цели: выявить навыки работы с карандашом.

В – задания выполняются правильно. Допускается недостаточный нажим.

С – задание выполняется с ошибками, нет четкости линий.

Н - большинство заданий выполнено с ошибками.

Умение держать карандаш.

Проведение прямых линий: горизонтальных, вертикальных.

Соединение точек.

Рисование волнистых и ломанных линий.

Рисование геометрических фигур.

Копирование графического узора по клеточкам.

5.

Артикуляционная

моторика

Цели: выявить объем выполняемых движений, точность выполнения.наличие или отсутствие синкенезий (непроизвольные мышечные сокращения и движения, сопутствующие активному двигательному акту), мышечный тонус.

В - Строение и подвижность органов артикуляции без особенностей.

С - Статические артикуляционные упражнения выполняет в полном объеме; при выполнении динамических упражнений испытывает затруднения.

Н - Неполный объем артикуляционных движений; неточное выполнение статических артикуляционных упражнений.

«Улыбка»

«Дудочка»

«Лопатка»

«Иголка»

«Улыбка» - «Дудочка»

«Лопатка» - «Иголка»

«Качели»

«Маятник»

«Лошадка»

«Конфетка»

«Чашечка»

 

 

 

 

3.Речевое развитие.

 

№ п/п

Показатель

Уровни сформированности показателя

Критерии оценки сформированности

показателя.

 

Речевая

коммуникация

Цели: выявить характер общения, инициатив-

ность, умение вступать в диалог и вести его, умение слушать собеседника, ясно выражать свои мысли.

Высокий

 

 

 

 

Средний

 

 

 

Низкий

 

Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь. Общение строит с учетом ситуации, легко входит в контакт с взрослыми и детьми, ясно и последовательно излагает свои мысли, пользуется нормами речевого этикета.

Ребенок слушает и понимает речь, участвует в общении. Но чаще по  инициативе других, умение пользоваться нормами речевого этикета неустойчивое.

Ребенок малоактивен и малоразговорчив, невнимателен в разговоре, не умеет последовательно и точно излагать свои мысли, редко пользуется нормами речевого этикета.

 

 

Звукопроизношение

Цели: выявить нарушение произношения всех групп звуков, силу голоса, модуляцию голоса, нарушение просодических компонентов речи.

Высокий

 

 

 

 

 

 

 

Средний

 

 

 

 

 

 

 

Низкий

 

 

 

В основном правильное произнесение всех звуков. Допускается недостаточная автоматизация 1-2 звуков. Тип физиологического дыхания: смешанный, диафрагмальный. Объем дыхания достаточный. Продолжительность речевого выдоха 3-4 слова – 4 года, 4-5 слов – 5 лет, 5-6 слов – 6 лет. Голос нормальный, тихий или громкий, модулированный.

Нарушено произношение 3-5 звуков в любых позициях. Тип физиологического дыхания: верхнеключичное. Объем дыхания недостаточный. Продолжительность речевого выдоха 2-3 слова – 4 года, 3-4 слова – 5 лет, 3-4 слов – 6 лет. Голос тихий или громкий, немодулированный.

 

В любой позиции искажаются или заменяются 6-10 звуков. Грубые нарушения физиологического и речевого дыхания, голоса.

 

Словарный запас (номинативный, предикативный, атрибутивный;

антонимы, синонимы).

Цели: определить объем словаря.

Высокий

Средний

 

 

 

 

Низкий

 

 

 

 

Активный словарь близок к возрастной норме

Использует все части речи; использует простые предлоги, в употреблении сложных допускает ошибки; пользуется распространенными антонимами; при подборе синонимов  испытывает затруднения

Активный словарь ограничен.

Владеет простыми обобщающими понятиями, в речи в основном использует существительные и глаголы

 

 

Грамматический строй речи

Цели: выявить состояние словоизменения и словообразования.

Высокий

 

 

Средний

 

Низкий

 

 

 

Грамматический строй близок к возрастной норме, допускаются единичные случаи аграмматизма в словах со сложной наполняемостью.

Допускает незначительное количество ошибок при словообразовании и словоизменении

Речь аграмматична.

Допускает большое количество ошибок при словоизменении и словообразовании

 

 

Связная речь

Цели: наличие внутреннего программирования, связность и логическую последовательность, характер высказывания., качество использования языковых средств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высокий

 

 

 

 

Средний

 

 

 

Низкий

 

 

 

Умеет пересказать рассказ (4-5 лет), составить рассказ по серии сюжетных картинок (6 лет) пользуясь простыми распространенными предложениями и предложениями сложной синтаксической конструкции.

При составлении пересказа, рассказа использует не более 2-3 предложений; не пользуется планом при составлении  рассказа; при описании использует не более двух признаков.

Фразовая речь аграмматична.

Испытывает значительные затруднения при составлении рассказа-описания, пользуется вопросно-ответной формой

 

 

Практическое осознание элементов речи.

Цели: выявить понимание понятий «слово», «звук», «предложение»;

-выявить адекватное использование понятий в спонтанной речи

Высокий – 7 баллов

Средний – 3-4 балла

Низкий – 2 балла и ниже.

(верный ответ-1балл;

неверный ответ-0 баллов)

Задания

     1.Скажи одно слово.

2.1.Произнеси один звук.

    2.2.Скажи, сколько звуков в слове «дом»?

    2.3.Назови звуки в этом слове.

    3.1.Скажи одно предложение.

    3.2.Сколько слов в предложении «Дети любят играть»?

    3.3.Назави в нем первое, второе, третье слова.

 

 

4.Речевые психические функции

 

 

Фонематические категории (Фонематическое восприятие, языковой анализ и синтез).

Цели: выявить слуховую и произносительную диференциацию смешиваемых и несмешиваемых звуков, умение выделять заданные  звуки из слова, умение придумывать слова на заданный звук, определять последовательность и количество звуков в слове.

Высокий

 

 

Средний

 

 

Низкий

 

Все задания выполняются верно, допускается 1-2 ошибки с последующим самостоятельным исправлением.

Задания выполняются с ошибками, исправляются с помощью, одно из заданий может быть недоступно.

Большая часть заданий недоступна

 

Слоговая структура слова (уровень слова, уровень предложения)

Цели: выявить характер нарушения слоговой структуры слов (14 типов)

Высокий

 

 

 

 

Средний

 

 

 

Низкий

 

Воспроизведение точное в темпе предъявления.

4 года – 1-7 типы слов

5 лет – 7-14 типы слов

6 лет – слова сложной слоговой структуры.

 

Замедленное послоговое воспроизведение, допускаются запинки, которые при повторении исправляются.

 

Искажение слоговой структуры слов.